|
|
Сайт Ирины Борисовны Орешниковой
ПОЛЬЗА НАШИХ УКРАШЕНИЙ - КАК ОНИ СТАНОВЯТСЯ ТАЛИСМАНАМИ
Колье, серьги и перстни с цветными стразами «сваровски», очаровательные брошки – животные и цветы… Нас они соблазняют, украшают, привлекают или оставляют равнодушными. И принимают на себя роль амулетов, хранителей памяти и власти. Осознанно или нет, мы наделяем украшения защитной функцией. Их сила как в нашей психологической установке, в магии слова, значения, которое мы ему придаем, так и в других причинах. Современная наука подтверждает наблюдения наших предков: и оказывается, что они были не только романтиками и слагателями сказок и мифов, но и практиками – реалистами. Мы часто, подобно древним, верим, что украшение – талисман защитит нас от «плохой энергии», дурного стечения обстоятельств. Или что брошка – лягушка принесет удачу в бизнесе, а жемчуг – или бижутерия с бабочкой – счастье в любви. Мы в этой работе хотим рассмотреть, как и почему это действительно часто происходит. Ниже привожу главу из сборника "Польза наших украшений. Как они становятся талисманами": О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАШИ УКРАШЕНИЯ Ласточкина Мария, Юлия Федотова, Ольга Вайнштейн СИМВОЛЫ СОБЛАЗНА Как вы думаете, удобно ли ходить в хрустальных туфельках, ну скажем, на улице? Почему же тогда Золушка отправилась в них на бал, где нужно было много танцевать? Почему она не надела что-то более практичное? В этом и состоит интересный нюанс. В сказке ничего не говориться о других ее украшениях, видимо, это был единственный аксессуар костюма. Непрактичные сверкающие туфельки из хрусталя обладали магической силой, и именно на них отреагировал жених. В этом особая миссия украшений: они привлекают внимание. Можно предположить: чем больше их на человеке, тем сильнее его стремление обратить внимание на себя. Простое платье превращается в сказочное, стоит к нему добавить блестящие аксессуары, - именно этим приемом воспользовалась в свое время Габриэль Шанель, создав первую в истории коллекцию бижутерии. Это очень древняя особенность нашего восприятия – очаровываться всем, что блестит. Многие женщины уверяют, что оказаться на людях без своих любимых украшений – это все равно, что выйти из дома, не нанеся любимый аромат духов. Это не сразу заметно для окружающих, но по самоощущению – как будто не хватает последнего штриха, позволяющего чувствовать себя соблазнительной. Крутить на пальце изящное кольцо, позвякивать браслетом, демонстрируя тонкое запястье, покачивать переливающимися серьгами или трогательно теребить цепочку – все эти полуосознанные действия привлекают внимание к рукам, шее, лицу и сигнализируют окружающим: «Я хочу привлекать». Впрочем, функция украшений этим не ограничивается: если украшение сочетается с эрогенной зоной – допустим, колье в зоне декольте, то оно выполняет и эротическую функцию. А если украшения расположены не на «участках желания», то они могут вовсе не иметь эротического значения. Усиление привлекательности для противоположного пола – не основное в использовании украшений. Они значат для нас гораздо больше. ТАЛИСМАНЫ И ОБЕРЕГИ Мы часто, подобно древним, верим, что украшение – талисман защитит нас от «злых духов», дурного стечения обстоятельств. Или что брошка – лягушка принесет удачу в бизнесе, а майоркский жемчуг – или колье с бабочкой – счастье в любви. Осознанно или нет, мы наделяем украшения защитной функцией. Их сила в нашей психологической установке, в магии слова, значения, которое мы ему придаем. Одна из идей относительно обереговой функции украшений принадлежит французскому философу и этнографу Клоду Леви-Стросу (Claud Levi- Strauss). По его мнению, это связано с тем, что у нас есть «твердые» и «мягкие» части тела. «Мягкие» (уши, нос, рот, половые органы) наиболее уязвимы, а украшении обеспечивают им защиту от неблагоприятных воздействий. Украшения для мужчин или женщин как правило, располагаются на узких частях тела: шее, кистях рук, талии, лодыжка. Само слово аксессуары» происходит от английского «access» - доступ. И функция украшений и аксессуаров – это регулировка доступа», обеспечение чувства защищенности. Поэтому исторически украшение – это покров и оберег. Хотя со временем эта функция стала восприниматься символически, как знак силы и власти. ЗНАКИ ВЛАСТИ Украшение всегда указывает на социальный статус человека: мердотель в дорогой гостинице или продавец в роскошном бутике без труда определят «своего» клиента по запонкам, марке часов и прочим аксессуарам. Это назначение украшений имеет очень древние корни, в примитивных племенах так: у кого больше украшений, тот и вождь. Не стоит думать, что в этом смысле мы так уж далеко ушли от племенного сообщества. У нас тоже есть свои «племена» - социальные группы, куда мы вхожи: семья, профессиональная среда, друзья или «клуб любителей чего–нибудь». Желание быть лучше других, нравиться, вызывать восхищение присуще нашим современникам в той же мере, что и нашим предкам. В советскую эпоху в идеологии моды господствовал постулат скромности: человек не должен был выделяться из толпы. А украшения ассоциировались с буржуазным классом, от которого надо было дистанцироваться. Времена переменились, и одним из свидетельств перемен наряду с малиновыми пиджаками стали массивные золотые цепи и печатки на мужских руках. На смену такой грубой демонстрации силы и власти со временем пришли более цивилизованные ее формы. В целом мужчины используют украшения реже, чем женщины, для них большее значение имеют аксессуары: обувь, ремень, телефон, портфель, часы, галстук – они гораздо больше говорят о статусе, и о финансовых возможностях. От этого больше зависит самооценка мужчины. ВОПЛОЩЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Украшения имеют и чисто материальную (как эквивалент денег), и эстетическую ценность (как предмет искусства, антиквариат). Дорогие украшения – своего рода защита по обесцениванию денег. «Бриллианты – лучшие друзья девушки» - это бесхитростное признание из уст Мерилин Монро отсылает к тем недалеким временам, когда женщина была полностью социально зависима и находилась на обеспечении мужчины. В знак любви он преподносил своей избраннице драгоценности – своего рода «страховой депозит» для ее будущего. Чувства мужчины могут угаснуть – такими практическими соображениями объясняется изобилие украшений на восточной женщине. Она надевает на себя все имеющиеся драгоценности одновременно на случай внезапного развода: мужчине достаточно трижды во всеуслышание произнести слово «талак», и женщина обязана покинуть его дом в том, что на ней надето. СВИДЕТЕЛИ ЧУВСТВ Традиция обмениваться обручальными кольцами – очень древняя: во времена Античности верили, что через безымянный палец проходит артерия, ведущая к сердцу. Их традиционно изготавливали из драгоценных металлов, не поддающихся ржавчине или окислению, - это символизировало долговечность и неизменность, точно так же, как бриллиант, подаренный во время помолвки, означал твердость, незыблемость намерений жениха. Для современных пар материальная ценность этих атрибутов может быть и не столь важна. Это может быть кольцо из любого метала. Главное – символ: кольцо символизирует бесконечность, вечность. Молодожены словно заключают свою пару в кольцо, в некую замкнутую систему. И само кольцо на пальце защищает от сомнений и страхов, а заодно сигнализирует окружающим: «сюда доступ запрещен». Подаренные с любовью, украшения хранят память о ней. И иногда становятся фамильными: передаются от матери к дочери или к сыну для его невесты, становясь оберегом рода. СОКРОВИЩА ПАМЯТИ Украшения уже не связывают нас жесткими рамками условностей, как это было всего сотню лет назад, тогда носить драгоценности в дневное время могли лишь куртизанки. Для многих из нас настоящие драгоценности были и остаются чужеродными. Некоторые женщины предпочитают более потаённые, более эмоциональные смыслы украшений – заключенные в работах художника или любимой фирмы. С ними мы можем вспомнить счастливые моменты нашей жизни, путешествия, важные события. Очень часто человек одевается не столько ради социального послания вовне, сколько для личного комфорта, для себя. Он привык к этим украшениям, и, если он их не наденет, его личное пространство не будет защищено. Кстати поэтому потеря какого – то украшения иногда сопровождается несоразмерной паникой, будто человек теряет часть себя: так переживается «размыкание» телесного контура. Мы привязаны к этим предметам, мы наделяем их значениями и смыслами, а потому они становятся для нас вместилищами памяти, символами чего-то важного и бесценными сокровищами – независимо от их цены.
|