Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Сайт Ирины Борисовны Орешниковой

www.ozon.ru/context/detail/id/7334387/

www.krupaspb.ru/books/novinki/index.html?nov_id=1349

http://www.papy.ru/catalog_4221_16388.html

ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ "ЛЕЧЕБНЫЕ ПИСЬМА"

№ 19, октябрь 2011 г.

      Когда наш организм поражен болезнью, когда случаются телесные травмы и раны, мы идем к врачу и начинаем лечиться. Но как быть, если травмировано не тело, а душа? Что делать человеку, который мучительно переживает какую-то жизненную трагедию, серьезное потрясение? И как помочь ему справиться с душевной раной? На вопросы «Лечебных писем» отвечает медицинский психолог, автор серии книг по методам психологической реабилитации и др., автор-составитель книги «Бальзам для душевных ран» И. Б. ОРЕШНИКОВА.

  – Ирина Борисовна, в трудных жизненных ситуациях мы часто оказываемся беспомощными. Но чем тут может помочь психолог? Он же не будет решать за нас наши проблемы?

– Конечно, не будет. Люди все разные, условия жизни и окружение у них тоже различны. Однако есть некоторые общие подходы, способные помочь в тяжелый момент. Это, прежде всего, мобилизация собственных внутренних резервов – интуиции, здравого смысла и чувства юмора. Способствует здоровью души и здоровый образ жизни. Далее, существует такое направление, как позитивная психотерапия. Среди ее приемов – использование назидательных историй и притч, изложенных в определенной последовательности и с нужными акцентами, чтобы пробудить сознание человека, сделать его способным выйти из кризиса. К тому же эти истории помогают нам находить правильный выход во многих чисто житейских ситуациях.

 – Что это такое – позитивная психотерапия? Мыслите позитивно, и все будет хорошо?

– Нет, термин «позитивная» образован не от слова «позитивум» – положительный, а от другого латинского слова – «позитум», то есть то, что реально существует, имеет место. Задача позитивной психотерапии – помочь клиенту проработать и положительные, и отрицательные аспекты его проблемы, расширить свой взгляд на мир, чтобы понять, почему эта проблема возникла в его жизни и как от нее избавиться.

Основы этого направления заложил в 1979 г. в Германии профессор Носсрат Пезешкиан своей книгой «Купец и попугай. Восточные истории и притчи в психотерапии». Тогда многие психотерапевты просто не верили, что такие истории могут помочь пациенту. Но за 30 лет работы стало ясно: это мощный и эффективный инструмент для психотерапии и самопомощи. Подходящая притча в нужный момент действует, как лекарство. Это маленький психотерапевт, который всегда с вами.

 

– В каких ситуациях помогают эти притчи?

– В самых разнообразных. Например, при излечении душевных ран, полученных в ходе контактов с другими людьми. Неудачи в любовных делах или в деловых отношениях часто наносят людям серьезные психологические травмы. От этого у них формируются заниженная самооценка, страх перед новыми отношениями. Конечно, неудачи – это реальность. Но столь же реально существует в каждом из нас и способность находить новые, лучшие решения, альтернативные возможности. Важно переосмыслить ситуацию, увидеть ее в ином свете. А для этого надо осознать сильные стороны своей личности и изменить отношение к возникшей проблеме. Притчи как раз и помогают человеку увидеть себя и свою проблему под другим углом, предлагают новые модели мышления и поведения. К тому же они – прекрасный метод самопомощи, чтобы нам и в будущем избегать подобных ошибок.

 – Почему основатель метода собирал именно восточные истории?

– Носсрат Пезешкиан обратил внимание, что восточные притчи, сказки, мифы, басни содержат примеры как межличностных отношений, так и душевных конфликтов, облегчают слушателю понимание скрытых причин и следствий этих отношений и конфликтов. Многие из восточных историй дают прекрасные примеры переосмысления. Прямолинейная логика вместо помощи в преодолении трудностей часто еще больше запутывает проблему. А восточные истории подсказывают подчас неожиданные, ошеломляющие, но тем не менее вполне реальные, «позитивные» решения. Они апеллируют скорее к интуиции и фантазии читателя, чем к рациональному мышлению.

 – О чем повествуют притчи Пезешкиана?

– Свои восточные истории Носсрат Пезешкиан заимствовал из евангельских притч, хадисов – рассказов о пророке Мухаммаде, индийских и арабских сказок, басен Эзопа, мусульманских, христианских и бахайских назидательных историй и т. д. Многие из них он перерабатывал для усиления психотерапевтического воздействия. В свои книги Пезешкиан включал также наиболее интересные примеры решения проблем своих пациентов. Например, женщине, жаловавшейся на монотонность и однообразие семейной жизни, профессор предложил подумать о сходстве между супружеской жизнью и красивым комнатным цветком. Уход за любимым растением требует больших усилий, но и доставляет огромную радость, а если не ухаживать, цветок засохнет. Так же и супружеская жизнь. Основываясь на этом сравнении, женщина полностью изменила свое поведение, и ее семейная жизнь буквально преобразилась.

 

– Это направление в психотерапии еще существует?

– Конечно! После кончины Носсрата Пезешкиана его дело продолжает сын, Хамид Пезешкиан, президент Всемирной ассоциации позитивной психотерапии, оказавший мне большую поддержку в издании книги «Бальзам для душевных ран». Кроме историй его отца, туда вошли еще короткие притчи Энтони де Мелло, адресованные всем людям без различия вероисповедания, и целый ряд других историй и притч на все случаи жизни. Назидательные истории и притчи веками применялись с психотерапевтической целью и одновременно – для оказания помощи в различных житейских ситуациях. Один из самых ярких примеров – сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

 – Одними сказками человеку не поможешь…

– На наше душевное состояние влияет много факторов. Посещение храма, молитва, медитация всегда помогали поддерживать душевное равновесие, хотя это было не целью, а, скорее, побочным результатом духовной жизни. Однако в последние десятилетия воздействием духовных феноменов на человеческий организм и психику заинтересовались ученые. Так, выяснилось, что и сам православный храм, и церковная служба, помимо воздействия на религиозные чувства верующих, несут в себе такой мощный заряд красоты, любви, радости и духовной энергии, что улучшают состояние людей, даже далеких от веры. Написано множество книг о влиянии на человека храмовой архитектуры, иконописи, колокольного звона, запаха ладана, церковного пения и т.д. К тому же не стоит забывать, что для многих людей случайное посещение храма становится первым толчком к вере. Но сильнее всего действует на человека молитва.

 – Откуда это известно?

– Согласно современным исследованиям, наш мозг использует четыре основных ритма работы, которые видны на электроэнцефалограмме: при бодрствовании – бета-волны (с частотой от 14 до 100 Герц), в состоянии покоя – альфа-волны (от 8 до 14 Гц), тета-волны (от 4 до 8 Гц) на границе сна и бодрствования и дельта-волны (с частотой менее 4 Гц). Дельта-ритм соответствует сну. В восточных медитативных практиках люди учатся управлять этими ритмами и переходить от более высоких частот к самым низким. После правильно проведенной под руководством специалиста медитации у человека улучшается работа мозга, повышаются творческие способности и т. д. Однако в странах, где основные религии – христианство и ислам, медитация распространена мало, там практикуется молитва.

 – Что же нового узнали ученые о молитве?

– Давно уже известно, что после молитвы улучшается душевное состояние человека и даже порой исчезают симптомы тяжелых заболеваний. Профессор психоневрологического института им. Бехтерева В.Б. Слезин был первым, кто исследовал целительные свойства молитвы с помощью научных методов. Результаты ошеломили специалистов. Оказалось, что в молитвенном состоянии у человека, пребывающего в ясном сознании, полностью отключается кора головного мозга. Остается дельта-ритм с частотой около 3 Герц, свойственный младенцам до 3-4 месяцев. То есть эти люди становились буквально как младенцы, а помолившись, возвращались к обычному ритму при бодрствовании. Эффект не зависел от того, какую молитву читал человек: православную, католическую или мусульманскую. В.Б. Слезин назвал этот феномен «четвертым состоянием человека».

 – А три других какие?

– Прежде наука знала три состояния сознания человека: бодрствование, медленный сон и быстрый сон, отличающиеся характером мозговых импульсов. А теперь выяснилось, что есть еще четвертое состояние, когда мозг фактически выключается при полном сознании. Это состояние полного доверия и защищенности рядом с мамой, которое испытывает новорожденный. Обычно мозг выключается только в время медленного сна (без сновидений). Но, по-видимому, четвертое состояние мозга, то есть полное отключение его коры при полном сознании, необходимо нам и при бодрствовании. Посмотрите, для кого характерно умиротворенное состояние души. Для подвижников, молитвенников, монахов-старцев!

 – Отсюда, наверное, и целительные свойства молитвы? 

– Во время молитвы человек отходит от земных забот, пpизнает их незначительность в сpавнении с Богом, с которым стремится вступить в общение. Напpимеp, онкологический больной, молясь, теряет стpах смеpти. От этого усиливается иммунитет, pастет сопpотивляемость болезни и пpодлевается жизнь, иногда до самоизлечения. Исчезновение же быстрых ритмов мозговой активности свидетельствует о глубине молитвенного погpужения, то есть о вере этого человека, если его молитва будет искренней, от сердца. Кстати, врачам известно, что верующий неоперабельный онкологический больной живет в среднем на 5-6 лет дольше, чем неверующий.

 – В какой мере здоровый образ жизни влияет на душевные проблемы?

– Нездоровые люди не могут поддерживать теплые, доверительные семейные отношения, быть активными, позитивными, терпимыми, внимательными. А 50% нашего здоровья – это здоровый образ жизни: движение, вода, компенсация убыли солей, правильное питание. Есть и другие методы регуляции душевного состояния человека, о которых мы не сказали: пение, дыхательные упражнения, аутотренинг, прощение обидчиков и покаяние перед обиженными и т. д. Это тоже компоненты «бальзама для душевных ран». А главное, чтобы после этого бальзама хотелось действовать и менять свою жизнь к лучшему!

Беседовал Александр ГЕРЦ

 

МОИ  КНИГИ 

Современный метод предполагает использование  

не одной, а многочисленных моделей  исследования

- это прием отсроченного суждения, который  

является  таким же открытием двадцатого века,

как техника  изобретательства  в веке девятнадцатом. 

Херберт Маршалл Мак-Люэн

 

     Движущей силой для написания всех книг для меня является обыкновенное любопытство, и желание понять - почему люди издавна так считают? Есть ли этому психологическое или другое научное объяснение?   

      К счастью, ученые уже столько всего исследовали, что моей задачей часто является только найти публикации соответствующего специалиста или научного направления и перевести их с научного на повседневный язык. Конечно, благодаря техническому и гуманитарному высшему образованию мне легче ориентироваться в потоке информации, но написание моих сборников для меня сродни собиранию картины из пазлов, шитью лоскутного одеяла, или притче "Любопытные и слон" о нескольких друзьях, которые в темной комнате пытались понять - на что похож слон? - "Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон — это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка."  

   К одной из своих книг Энтони де Мелло написал примечание: «В  книгу  включены  рассказы  многих  стран,  культур  и  религий.  Они принадлежат духовному наследию - и популярному юмору - человеческой расы.  Заслуга автора  заключается лишь в том,  что он объединил их  воедино с определенным замыслом. Он всего лишь выполнял работу ткача и красильщика. Он не приписывает себе славу хлопка и нити».    

   Для моих книг можно продолжить эту метафору  следующим образом: удивительной красоты кусочки тканей, сотканные разными мастерами, объединены в определенном символическом узоре на покрывале, которое может согреть человека, когда ему холодно, улучшить его настроение игрой красок и поможет собраться  с силами для новых дел.

    Начиная с 2007 года я написала несколько брошюр для собственного удовольствия и как методические пособия для обучающих семинаров парфюмерно-косметической и оздоровительных компаний, с которыми я работаю. Сейчас я готовлю их к официальному изданию.

    Все мои книги за последние пять лет посвящены тому, в чем человеку можно найти хотя бы малейшую помощь для того, чтобы собраться силами, и начать что-то делать для улучшения своей жизни. Несмотря на то, что я считаю некоторые средства несравненно более действенными, чем другие (медитация или молитва), но не для всех они приемлемы в виду предубеждения или атеистического воспитания.   

    Поэтому я рассказываю о том, как могут помогать и притчи, и ароматы, и украшения. Плюс работаю над книгой "Путеводитель к счастью в личной жизни" про экспресс-методики по  психологической совместимости партнеров. Для того, чтобы убедиться, что эти методики действуют, я работала год в брачном агентстве, да и теперь всем желающим могу бесплатно  дать  некоторые подсказки - чтобы посмотреть, нужны  ли  эти средства в условиях интернет- знакомств. 


    Некоторые из книг выйдут в свет в 2012 году в издательстве ПАПИРУС в Санкт-Петербурге. В сентябре 2011 г. вышла из печати книга «БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШЕВНЫХ РАН». В ней после доработки много места заняли не только притчи, но и исследования российских ученых о том, как наши предки обретали душевное равновесие, и что предлагает сейчас наука (глава "Почему посещение храма может помогать даже атеистам?").    интервью с корреспондентом газеты "Лечебные письма" Александром Герцем  можете прочитать в конце этой страницы.

      Книга «БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШЕВНЫХ РАН» стоит 200 рублей + почтовые расходы. Отправка наложным платежом, заказ по адресу ioreshnikova@gmail.com Оптовые поставки через издательство тел. 8-812-273-16-18, Анна http://www.papy.ru/catalog_4221_16388.html
     В Санкт-Петербурге книгу «БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШЕВНЫХ РАН» можно купить на книжной ярмарке в ДК Крупской (метро Елизаровская) в следующих отделах: 1 этаж, Синий зал, секция 19 "Психология, религия, эзотерика", 2 этаж секция 48 - справа в центре зала вход в отдельный павильон "Психология, эзотерика", и во дворе ярмарки секция 37 "Психология, эзотерика". 

    Относительно названия "Бальзам для душевных ран" могу сказать, что у каждого психолога или психотерапевта свой рецепт такого бальзама.  Но ведь продаются в аптеке бальзамы одного назначения, но разных производителей, так почему бы не быть такой ситуации и в психологии? 

     Благодарность научным руководителям, соавторам и всем, способствующим созданию этого сборника, а также список использованной литературы я привожу на соответствующей странице этого сайта. Книга выйдет из печати летом 2011 года.  

    Перед представлением Вашему вниманию списка моих книг, вышедших ранее или готовящихся к изданию, хочу обратить внимание на то, что в некоторых моих книгах речь идет о тех духах, которыми женщины ароматизируют свою одежду, тело, прическу, то есть о парфюме, а не еще о чем-то...

     Итак, в жизни много всего интересного, и истина где-то рядом.... 

    Жду Ваших вопросов на форуме и на электронной почте.

 

 С уважением. Ирина Орешникова

 

 

1.             Орешникова И.Б. «Пути предупреждения наркомании и алкоголизма среди школьников» Методическое пособие для школьных психологов и учителей валеологии, Ульяновск. 1998.

2.             Это наши дети. Родителям о наркотиках Ульяновск. Под общей редакцией Е.Л.Омельченко Авторы: Гочарова Н.В., Гондарева Л.Н., Кремнева Н.Ю., Кропачева  Л.Л., Лукьянова  Е.Л., Омельченко Е.Л., Орешникова И.Б., Перфильев  С.А. Ульяновск, УлГУ, НИЦ «Регион» 1999.

3.             Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании»    Березин С.В.,  Лисецкий К.С., Орешникова  И.Б. СГУ, Самара, 1999

4.              Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э, Назаров Е.А., Самыкина Н.Ю., Орешникова И.Б. Групповые формы работы с родителями наркозависимых. Самара, издательство СамГУ, 1999.

5.              Лисецкий К.С., Березовский А.Э, Назаров Е.А., Самыкина Н.Ю., Орешникова И.Б., Шапатина О.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Москва, Издательство Института психологии, 2000.

6.             Предупреждение подростковой и юношеской наркомании    Березин С.В.,  Лисецкий К.С., Орешникова  И.Б. Москва, институт психотерапии, серия «Золотой фонд психотерапии» 2000, 2001, 2002

7.             Орешникова И.Б. «Как может помочь брошка - лягушка?» (Психологическое исследование) СПб, 2007.

8.             Орешникова И.Б., Свечникова М.Е. «Духи́ и женское здоровье» СПб, 2007.

9.             Орешникова И.Б. «Духи́ и любовь» СПб, 2008, 2010.  

10.         Орешникова И.Б. «Ароматы и любовь» СПб, 2008, 2010.

11.         Орешникова И.Б. «Польза наших украшений. Как они становятся талисманами» (Психологическое исследование) СПб,2008, 2010.

12.          Орешникова И.Б. "Бальзам для душевных ран. Притчи", СПб, 2009, 2010.

13.          Орешникова И.Б. "Влияние ароматов на имидж и успех", СПб,2009, 2010.

14.          Орешникова И.Б  "Почему посещение храма может помогать даже атеистам" СПб, 2011

15.         Орешникова И.Б "Ритмы космоса и Ваша судьба" СПб, 2011

16.         Под редакцией  Орешниковой И.Б.  Антология "Бальзам для душевных ран", СПб,  Издательство ПАПИРУС, 2011.  

 

 

 

 

1       Орешникова И.Б. «Пути предупреждения наркомании и алкоголизма среди школьников» Методическое пособие для школьных психологов и учителей валеологии, Ульяновск. 1998.

2       Это наши дети. Родителям о наркотиках Ульяновск. Под общей редакцией Е.Л.Омельченко Авторы: Гочарова Н.В., Гондарева Л.Н., Кремнева Н.Ю., Кропачева  Л.Л., Лукьянова  Е.Л., Омельченко Е.Л., Орешникова И.Б., Перфильев  С.А. Ульяновск, УлГУ, НИЦ «Регион» 1999.

3       Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании»    Березин С.В.,  Лисецкий К.С., Орешникова  И.Б. СГУ, Самара, 1999

4       Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э, Назаров Е.А., Самыкина Н.Ю., Орешникова И.Б. Групповые формы работы с родителями наркозависимых. Самара, издательство СамГУ, 1999.

5       Лисецкий К.С., Березовский А.Э, Назаров Е.А., Самыкина Н.Ю., Орешникова И.Б., Шапатина О.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Москва, Издательство Института психологии, 2000.

6       Предупреждение подростковой и юношеской наркомании    Березин С.В.,  Лисецкий К.С., Орешникова  И.Б. Москва, институт психотерапии, серия «Золотой фонд психотерапии» 2000, 2001, 2002

7       Орешникова И.Б. «Как может помочь брошка - лягушка?» (Психологическое исследование) СПб, 2007.

8       Орешникова И.Б., Свечникова М.Е. «Духи́ и женское здоровье» СПб, 2007.

9       Орешникова И.Б. «Духи́ и любовь» СПб, 2008, 2010.

10    Орешникова И.Б. «Ароматы и любовь» СПб, 2008, 2010.

11    Орешникова И.Б. «Польза наших украшений. Как они становятся талисманами» (Психологическое исследование) СПб,2008, 2010.

12    Орешникова И.Б. "Бальзам для душевных ран. Притчи", СПб, 2009, 2010.

13    Орешникова И.Б. "Влияние ароматов на имидж и успех", СПб,2009, 2010.

14    Орешникова И.Б. "Бальзам для душевных ран", СПб, Издательство ПАПИРУС, 2011.

15    Орешникова И.Б  "Почему посещение храма может помогать даже атеистам" СПб, 2011

16    Орешникова И.Б "Ритмы космоса и Ваша судьба" СПб, 2011

Сделать бесплатный сайт с uCoz