Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

    В сентябре 2011 г. вышла из печати книга «БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШЕВНЫХ РАН» , цена 200 рублей + почтовые расходы. Отправка наложным платежом, заказ по адресу ioreshnikova@gmail.com Оптовые поставки через издательство тел. 8-812-273-16-18, Анна http://www.papy.ru/catalog_4221_16388.html
   В Санкт-Петербурге книгу «БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШЕВНЫХ РАН» можно купить на книжной ярмарке в ДК Крупской (метро Елизаровская) в следующих отделах: 1 этаж, Синий зал, секция 19 "Психология, религия, эзотерика", 2 этаж секция 48 - справа в центре зала вход в отдельный павильон "Психология, эзотерика", и во дворе ярмарки секция 37 "Психология, эзотерика". 

www.ozon.ru/context/detail/id/7334387/

www.krupaspb.ru/books/novinki/index.html?nov_id=1349

http://www.papy.ru/catalog_4221_16388.html

 

     Выражаю огромную благодарность  мастеру балетной фотографии и театральному критику, автору и оформителю многочисленных книг и альбомов, посвященных балетному искусству и деятелям балета Нине Аловерт  (Nina  Alovert)  за  разрешение использовать для 1-й страницы обложки  этой книги ее фотоработу  из балета «Шехеразада» Михаила Фокина  (Изле Лиепа  - Зобеида,  Андрис Лиепа  -  Шах). www.russian-bazaar.com

     

    Есть множество примеров тому, как психотерапевтически целенаправленно применялись истории для оказания помощи в различных житейских ситуациях. Одним из самых ярких примеров этого является сборник историй «Тысяча и одна ночь», в котором рассказывается об исцелении психически больного властелина при помощи сказок.

     Здесь решаются одновременно две задачи: умная Шахерезада успешно исцеляет больного царя, и в то же время ее рассказы врачуют слушателей и читателей, которые, воспринимая содержание историй, извлекают из них уроки и включают полученный опыт в свой внутренний мир. Подобное действие оказывают и другие восточные истории, а также истории, принадлежащие европейской или иной культуре.

    Любопытно  узнать смысл  имени Шахерезада - в переводе со староперсидского оно означает «благородного происхождения». Иными словами  в ее имени заключено послание, что со сложной психотерапевтической задачей справилась женщина воспитанная, образованная, здравомыслящая, психологически гибкая, с чувством собственного достоинства. То есть с теми качествами, которые могли быть у женщины, воспитанной в давние времена в семье визиря – приближенного к царю советника. Для жизни в том социальном круге  в то время нужно было иметь очень хорошую психологическую подготовку. Это было не роскошью, а вопросом жизни и смерти.

       В наше время для получения знаний  и навыков из области практической психологии не нужно высокое социальное происхождение – много литературы и в печатном, и в электронном виде, программ на телевидении, психологических центров, тренингов и консультантов. Никогда раньше информация подобного рода не была так легко   доступна. Но как в этом море знаний выбрать то, что может дать реальный результат? Каждый ищет и находит то, что ему больше подходит, а мы вам предлагаем только один из возможных вариантов.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Слова и музыка Инны Бедных

Так бывает, перехватывает  воздух

От смертельно - сокрушительной тоски.

Все разрушено, что ты когда-то создал,

Нет желания и сил поднять руки!

Унынье - самый тяжкий грех,

Но побеждает его смех!

 

Помоги себе сам!

Обратись к небесам!

От проблем не беги,

Сам себе помоги!

 

И если над собой ты посмеялся первым

То для кого-то ты уже неуязвим.

А тьма унынья перечеркивает веру.

Но, если весел ты, то ты непобедим.

 

Помоги себе сам!

Обратись к небесам!

От проблем не беги,

Сам себе помоги!

 

Преодолей рутину, равнодушье.

Ступай по жизни прямо и легко!

Люби и созидай, прощай и слушай,

И не заметишь, как взлетишь ты высоко!

Унынье - самый тяжкий грех,

Но побеждает его смех!

 

Помоги себе сам!

Обратись к небесам!

От проблем не беги,

Сам себе помоги!

ПРЕДИСЛОВИЕ  ИРИНЫ  ОРЕШНИКОВОЙ 

 К КНИГЕ «БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШЕВНЫХ РАН»


    Работая психологом с людьми в кризисе я использовала некоторые принципы позитивной психотерапии, духовно-ориентированного подхода и аутотренинга, которые  помогали даже тем, кто находился  в  очень тяжелых жизненных ситуациях.

    Когда я перешла работать в парфюмерно - косметическую компанию, то  увидела, что те же методы работы психолога востребованы и здесь -  проблем хватает везде.

     На консультациях, семинарах и тренингах я часто убеждалась,  что некоторые притчи и научные факты, рассказанные в определенной последовательности, и с нужными акцентами  оказывают благотворное воздействие на слушателей. Эти же истории  оказывались полезными и во многих  чисто житейских  ситуациях, помогая изменить отношение к возникшей проблеме, и  быстрее справиться с ней.  Поэтому три года назад был написан первоначальный вариант книги, который содержал только первую часть - то, что я сейчас назвала "народные средства" (без последних двух параграфов), и сами притчи – Носсрата Пезешкиана, Энтони де Мелло, и "Другие притчи" без  «Круга Шахерезады» Марка Ифраимова.

      Особеннность этой книги в том,  что в ней использованны некоторые принципы нейро-лингвистического программирования. Притчи составлены в определенном порядке, и ключевые фразы выделены жирным шрифтом. Читатели отмечают, что создается впечатление общения с понимающим другом, и после многократного повторного прочтения негативные эмоции     постепенно отступают и возникает желание что-то сделать для изменения  жизненной ситуации.

     В таком варианте эта книга нравилась  многим женщинам, давала им утешение и переосмысление жизненной ситуации, ее часто покупали в подарок подругам и родственникам. Но все равно нужно было дорабатывать книгу, чтобы у прочитавших  ее создавалась более полная картина реальности, отражающая объективные причины, не способствующие миру и пониманию в семье. Причем некоторые из этих причин можно устранить, а некоторые приходится учитывать как данность.

     Цель этой книги - помочь человеку обрести больше душевного равновесия и начать что-то  осознанно делать, чтобы выйти из той трудной ситуации, в которой он оказался. Практика показала, что наилучший результат получают те, кто не только освоили некоторые приемы позитивной психотерапии и самовнушения, но и научились восстанавливать спокойствие с помощью  медитации  или молитвы.

     На моих занятиях люди с одним или двумя высшими образованиями, весьма далекие от церкви и религиозности, часто спрашивают – а может ли атеистам помогать посещение церкви? В меру своего понимания, знаний и имеющейся литературы я отвечала на этот вопрос.  Но в этой книге я должна была изложить все более упорядоченно и доказательно. Поэтому стала искать в интернете, в литературе, и у ученых дополнительную информацию. И если я находила исследователя, который уже написал то, что мне нужно для этой книги - я согласовывала с ним размещение материала здесь.

     С каждым годом ученые все с большим уважением относятся к религии, и на научном языке объясняют то, что было зашифровано иносказаниями, притчами, метафорами. Буду рада, если читатели  и коллеги помогут мне найти и другие научно обоснованные объяснения  благотворным процессам, происходящим с человеком в храме.

     В этой книге мы не даем готовых рецептов – что конкретно делать человеку в той или иной ситуации – поскольку проблемы и окружение у всех разные. Мы хотим напомнить человеку о его собственных внутренних резервах – интуиции, здравом смысле и чувстве юмора, которые  могут помочь ему преодолеть многие трудности.

     А также познакомить с тем, что предлагают нам сейчас ученые, и где наши предки искали силы и наставления, чтобы справляться  со  сложностями в личных и деловых отношениях.

     В наше время особенно нужна психологическая подготовленность в построении как  личных, так и деловых отношений. Особенности мужского склада мышления: логика, целеустремленность, изобретательство, умение обращаться с техникой – позволили  построить развитую техногенную цивилизацию, создать комфортные условия  жизни, многие   из которых  люди не имели всего сто – двести лет назад. А особенности женской психики: эмоциональность, интуиция, умение сопереживать, давать любовь и поддержку, создавать тепло и уют, растить детей – позволили этой цивилизации сохраниться. Мужские и женские особенности восприятия мира могут дополнять и гармонизировать друг друга.

      С помощью собранных здесь историй и анекдотов мы можем переосмыслить некоторые события нашей жизни. Смеясь, мы расстаемся с грузом прошлого! Чем больше мы живем в настоящем моменте, тем лучшее будущее  мы можем себе построить.

    Относительно названия "Бальзам для душевных ран" могу сказать, что у каждого психолога или психотерапевта свой рецепт такого бальзама. Но ведь продаются в аптеке бальзамы одного назначения, но разных производителей, так почему бы не быть такой ситуации и в психологии?   

ПСИХОЛОГИЯ  И  ПСИХОТЕРАПИЯ

Одно из удивительных достижений современности

— интенсивная групповая психотерапия.

Карл Роджерс

 

     Прежде всего, необходимо отметить разницу между психологией как  наукой изучающей душу и психотерапией как прикладным использованием психологических знаний для решения проблем личности. Если психология  получила широкое развитие и распространение в России в начале ХХ в., то психотерапия в ее современном виде - порождение западной культуры. Многие ведущие современные психотерапевтические школы  возникли, получили наибольшее развитие и окончательное оформление, прежде всего, в Германии и США.

    Cо времени своего возникновения психотерапия постоянно развивается от менее совершенных к более совершенным теориям и методам.

    Взгляд на историю психотерапии выявляет сложные и противоречивые пути ее развития. В древнем обществе, на фоне магического сознания, роль психотерапии выполняли обряды, направленные на задабривание первобытных богов. Во времена античности параллельно с зарождением наук в медицине формируются гуманистические подходы к общению врача и пациента. Знаменитый врач того времени Гиппократ высказывает первые идеи о положительном влиянии слова на состояние пациента. В средневековой Европе вновь активизируются тенденции магического сознания, и, как следствие, психотерапия перемещается в храмы, на долгие годы становясь частью христианских обрядов.

     Современный этап психотерапии начинается с психоанализа Фрейда. Популярность психоанализа в Европе в начале XX века можно объяснить, с одной стороны, слабостью научной базы психологии, а с другой — определенной готовностью общества к восприятию идеи о сложности, многообразии и противоречивости человеческой психики. Основными «потребителями» психоаналитической психотерапии становятся представители среднего класса, достаточно материально обеспеченные и образованные, готовые посещать психотерапевтические сеансы в течение долгого времени. При анализе истории жизни и лечения некоторых пациентов Фрейда и других ортодоксальных психоаналитиков складывается впечатление, что психоанализ во многом представлял собой образ жизни, стиль самопознания, интересное и полезное времяпрепровождение.

    Следующее ведущее направление в психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека - бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение). Его основные идеи, методики исследования и термины были перенесены в антропологию, социологию, педагогику.  Возник на рубеже 19 — 20 вв., его  основной тезис: психология должна изучать поведение, а не сознание. На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы В. М. Бехтерева и  И. П. Павлова.

     Наивысшего развития бихевиоризм, в его классической форме, достиг в 20-х гг. Осуществленный  им поворот к объективному изучению психики, разработанные новые методики эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону этого научного направления. Однако в советской и зарубежной психологии оно было подвергнуто серьёзной критике за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека.

      Многочисленные критики психоанализа, и в первую очередь бихевиористы, в 30-40-х гг. получили значительную поддержку со стороны социальной среды. Неслучайно развитие поведенческой психотерапии совпало по времени с изменением ритма жизни общества, всплеском общественной активности, ростом популярности точных наук. В новой психотерапии была заинтересована другая категория пациентов — деловые люди, бизнесмены, служащие. У тех, кто мог платить психотерапевту, было мало свободного времени. Медико-социальный заказ этого пациента — как можно быстрее освободиться от симптомов и вновь окунуться в деловую и общественную жизнь.

     Следующий этап развития психотерапии «окрашен гуманистическими красками». Возникновению и развитию гуманистического направления в психотерапии также предшествовали изменения в общественном сознании. Рост благосостояния людей в развитых странах способствовал культурному росту населения и увеличению свободного времени. В индустриальном обществе, и в первую очередь в США, осознаются новые тенденции и возникают новые потребности — в смысле жизни, в преодолении одиночества, разобщенности, формальности обыденного общения. Для этого привлекается гуманистическая психотерапия и ее «группы встреч» с осознанно личностной ориентацией. Таким образом, возникновение новых проблем вновь сопровождается соответствующим ответом со стороны психотерапии. На этом этапе прежние подходы несколько проигрывают в сравнении с методами, ориентированными на личностный рост.

     Личностный рост - это естественное разворачивание в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой, способности человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.

    Наиболее оптимальным вариантом и вершиной личностного роста является самореализация личности (синоним – самоактуализация).

     Самореализация — это непрерывное воплощение в жизнь заложенных в человеке возможностей, способностей и талантов, как свершение своего призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, цельности  личности.

      Фрейдизм  и бихевиоризм  считали, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде.  В противовес этой точке зрения в некоторых направлениях современной западной психологии самореализация выдвигается на роль главного движущего фактора.

     Проблематику самореализации активно разрабатывал Абрахам Маслоу. Он считал, что самореализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самореализоваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/51/Maslowsneeds.sv

 –там

     Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).

     Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, не ставя их в иерархическую последовательность:

  1. 1.   Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. 2.   Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

  3. 3.   Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

  4. 4.   Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

  5. 5.   Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

 

     Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. 1.   (Низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. 2.   Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

  3. 3.   Потребность в принадлежности и любви.

  4. 4.   Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

  5. 5.   Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

  6. 6.   Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

  7. 7.   (Высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

 

      По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

 

      Новый этап в развитии психотерапии лишь намечается, хотя очертания его становятся уже очевидными. В определенном смысле настоящий этап ведущих социальных тенденций можно охарактеризовать как партнерский. В бизнесе на смену частной собственности приходит обобществленная собственность акционеров. После психотерапии самой популярной из психологических наук становится социальная психология, теория и практика психологического консультирования. В настоящее время в психотерапии для получения реальных результатов усиливается склонность  к объединению различных подходов и методик.

    Указанные направления лишь схематично отражают взаимодействие психотерапии и общественного сознания. Наблюдаются и отхождения от основных направлений развития.  На территории бывшего СССР по идеологическим причинам не получило  широкого распространения ни одно из современных основных направлений психотерапии. Государство позитивно оценивало (сознательно, а возможно и бессознательно) главным образом техники, связанные с гипнозом и внушением.  Личностно-ориентированные системы психотерапии до настоящего времени находятся скорее па этапе становления.

     Здесь нам кажется необходимым привести выдержки из Психологической энциклопедии под редакцией Бориса Дмитриевича Карвасарского— известного российский психиатра и психотерапевта, медицинского психолога, ученика В. Н. Мясищева, доктора медицинских наук, профессора, руководителя отделения неврозов и психотерапии института им. В. М. Бехтерева, заслуженного деятеля науки РФ, главного психотерапевта Министерства Здравоохранения РФ:

      «Революция и особенности послереволюционной политической истории России оказали неблагоприятное влияние на развитие психотерапии в отечественной медицине. Во многом это связано с тем, что в психотерапии в большей степени, чем в других областях медицины, болезнь человека рассматривается во взаимосвязи с его социальным окружением, а теории и практика психотерапии в значительной мере определяются общественным сознанием. Это сделало психотерапию в известной мере объектом политического контроля и идеологической цензуры.

      Идеологизация психотерапии, длительная изоляция ее от ведущих направлений этой науки в других странах, тенденция к биологизации медицины в целом явились причиной задержки развития психотерапии при формальном признании значимости ее роли в медицине и здравоохранении.

     Разрыв в уровне развития отечественной и западной психотерапии стал сокращаться в середине 60-х — начале 70-х годов в связи с введением в учебных заведениях специализации по медицинской психологии и началом активного межинститутского научного сотрудничества с польскими, чешскими и немецкими психотерапевтами.

      В создании отечественной психотерапии в ее современном виде важную роль сыграли ученые Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и исторически связанные с ними коллективы Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, а также Московский и Харьковский институты усовершенствования врачей, В последнее десятилетие интерес к психотерапии, особенно среди молодых врачей и психологов, резко возрос и началось, с одной стороны, ее широкое проникновение в различные отрасли медицины, с другой — совершенствование традиционных и разработка новых организационных моделей психотерапевтической службы».

 

    В  современной психотерапии  используются   достижения смежных наук: психофизиологии, психологии, социальной психологии, педагогики и др.

     Группа экспертов-психотерапевтов разных направлений пришла к единому мнению о том, что наибольший вклад в результаты психотерапии вносят личностные качества пациента (в частности, желание и готовность к изменениям), на втором месте находятся личностные качества психотерапевта и лишь на третьем - использование определенных психотерапевтических методов.

 

     Психотерапия ни в коем случае не претендует на спасение  души. Ее задача - помочь человеку жить в этом мире, найти выход в трудных жизненных ситуациях, построить отношения в семье, повысить устойчивость к стрессам,  уменьшить разочарование, отчаяние, страхи.

Духовно-ориентированная психология и психотерапия являются практическим применением и дальнейшим развитием русской духовной психологии. Истоки же религиозно-психологического учения в России восходят к началам древнерусской письменности и отечественной философской мысли.

     В настоящее время, духовно-ориентированная психотерапия широко используется для реабилитации лиц, страдающих наркотической и  алкогольной зависимостью и членов их семей,  лиц, пострадавших от тоталитарных сект, при лечении психосоматических и личностных расстройств, социопатии. Особенно важен данный подход для религиозных людей, не доверяющих традиционной психотерапии.  Однако и они должны знать и понимать, что и в процессе использования  методов духовно-ориентированной психотерапии широко используются  техники и подходы различных терапевтических школ, в том числе, пришедших к нам с Запада.

 

     Многие годы россияне удивлялись тому, что в Западной Европе и в США принято систематически обращаться к психотерапевтам, ходить на психологические тренинги, создавать группы поддержки здорового образа жизни, вести работу  в общественных организациях среди молодежи по профилактике вредных привычек. Теперь мы видим, что  возможно, это тоже влияет на повышение продолжительности жизни.

     Ведь первое, с чем часто работает психолог или психотерапевт – это помощь клиенту в принятии на себя ответственности за себя и свою жизнь.

     Во - вторых, специалист нередко направляет клиента на групповую терапию. Доказано, что в группе хорошо закрепляются положительные результаты индивидуального консультирования.

     И  в - третьих:   если хочешь что-то хорошо понять – начни объяснять. Как говорится, самый авторитетный праведник – это бывший грешник. Поэтому работа в общественных организациях по пропаганде здорового образа жизни может быть очень вдохновляющей не только для слушателей, но и для  ведущих.

 

      Многие достижения психотерапии не только проникают в массовую культуру, но и сами изменяются под влиянием общественного сознания, взаимодействуют с религией, искусством, влияют на уклад жизни, социальные нормы. Результатом является постоянно увеличивающееся число концепций и методических приемов психотерапии.

      Критерием развития психотерапевтических подходов в конечном счете является их результативность. В некоторых школах психотерапии вопросы эффективности практически не поднимаются или сводятся к интуитивному ощущению эффективности самим психотерапевтом.

      Показательно в этом плане исследование качества и эффективности позитивной психотерапии, проведённое Висбаденским институтом последипломного образования под руководством доктора медицинских наук Носсрата Пезешкиана. В 1997 г. оно было удостоено главной медицинской премии в области гарантии качества в Германии (Премия Ричард – Мартен - Прайс).

     В 1997 Носсрата Пезешкиана был представлен к награде Ричарда Мертенса  за свою работу, " Компьютерное подтверждение гарантии  качества метода Позитивной Психотерапии ". Этот одна из самых высоких Европейских наград качественной гарантии в медицинской области.

     На разном уровне находится понимание важности психотерапии в Германии и России. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Германии посещение психотерапевта оплачивается посредством использования медицинской страховки. Высококвалифицированных психотерапевтов и психологов и эффективных методик  работы в России тоже вполне достаточно, остается только подготовить общественное мнение.

    Сколько бы наше государство не делало для увеличения продолжительности жизни населения, если мы сами не предпримем достаточные меры для себя и своих детей – мало что изменится.

     За вроде бы общими словами об организации правильного питания и регулировании качества воды  стоят величайшие открытия последних лет. Назовем только два из них: широкое распространение метаболического синдрома в России, и открытие особенных свойств воды. За этим стоят серьезные научные исследования.

КРУГ ШАХЕРЕЗАДЫ,

ИЛИ КАК СТАТЬ ЖЕНОЙ СИЛЬНОГО МУЖЧИНЫ

Марк Ифраимов

 

   Сказывают, что некогда одна женщина, со славным именем Шахерезада, оставила всем дочерям и женам нашей планеты Мастер - Курс обольщения царей и превращения их в своих преданных мужей.

   Тот Мастер-Курс назывался “Сказки 1000 и одной ночи” и доступен был каждой деве, ищущей способа завладеть сердцем  сильного  мужа.

   К сожалению, как часто бывает – то, что открыто глазу людскому становится зашифрованным посланием, и “Сказки 1000 и 1 ночи” превратились из учебника обольщения в простые сказки.

   И однажды пришла ко мне ночью душа Шахерезады и попросила рассказать мудрым женщинам, как смогла она растопить сердце царя Шахрияра и стать ему не только матерью его детей, но и любовью всей его жизни.

   “Я расскажу тебе свою историю, любезный и достопочтимый Марк, а ты передай ее другим. Чтобы каждая женщина могла понять, в чем нуждается сильный мужчина, когда душа его кажется жестокой и безответной”, – попросила меня Шахерезада.

   “Слушаю и повинуюсь, о  великая госпожа!”- ответил я ей.

   Слушайте же, дорогие девы и жены истинную историю премудрой Шахерезады о том, почему ее замысел удался.

   Шахерезада  была дочерью визиря царя Шахрияра и ее папа - визирь был настолько умен, что женился на очень мудрой женщине, которая и родила ему двух дочек: Шахерезаду и Дуньязаду.

   Мама учила дочек тому, как надо вести себя с мужчиной, чтобы обращать его гнев на милость и быть не просто желанной ему, а необходимой.

   Когда Шахерезаде минуло 14  лет, и она поняла, что стала девушкой, позвала ее мама в покои, где не  было  чужих  ушей и сказала ей такие слова:

   “Аллах велик и милостив и да поможет он тебе уяснить раз и навсегда 4 правила, которые должна соблюдать женщина, если хочет насладиться счастьем жены и благополучием.

   Правило  Первое, дочь моя: играй по тем правилам, что тебе предлагает мужчина. Иначе войдет он в гнев и обрушит он на тебя силу свою. Помни, когда на тебя надвигается жесткая, словно безжалостный нож, сила, стань мягче масла, чтобы не причинил он тебе никакого вреда. Мягкому твердое повредить не может. Когда мужчина предлагает тебе свою игру, предложи ему свою игру так, чтобы он поверил, что это его игра.

   Что ты запомнила, девочка моя?”

  - Принимать ту игру, которую мне предлагает мужчина и быть мягкой в этой игре настолько, чтобы самой начать с ним свою игру.

  “Умничка моя. Теперь запомни Правило  Второе: Всегда воодушевляй мужчину на продолжение игры. Помни, пока игра продолжается, он будет нуждаться  в тебе и будет считать, что любит тебя.

  Расскажи, как ты поняла это правило?”

  - Я поняла мама, что пока я играю с мужчиной, я ему интересна, а он будет меня любить.

   “Воистинну Аллах над тобою, дочь моя. Твоя мудрость делает меня спокойной за твою судьбу. Теперь  Третье Правило, которое тебе надо запомнить: каким бы жестоким и гневным не пришел  к тебе твой мужчина, свети ему так, чтобы он под лучами солнышка в твоем сердце растаял и расслабился, как лев после обильной еды.

   Мужчины ищут сопротивления, чтобы почувствовать себя сильнее. Не дай своему мужчине увидеть в тебе силу, иначе у него помутнеет рассудок и он посчитает, что ты мужчина. И тогда будет бой. Солнце в твоем сердце и мягкость твоей души быстрее победят твоего льва, чем все армии, с которыми он готов сразиться.

   Что ты поняла, о  моя мудрая девочка?”

   - Я поняла, что когда мужчина приходит ко мне, надо любить его всем сердцем и принимать его настроение, чтобы в сердце его вернулся покой и ум его успокоился.

   “До чего же ты умна, Шахерезада. Да пребудет с тобой милость Аллаха”, – сказала мать Шахерезады и продолжила, - “Теперь  Четвертое Правило, девочка моя: Когда твой мужчина соберется идти по своим делам – отпускай его с такой верой в себя, как будто ты отпускаешь его в соседнюю комнату. Никогда не дрожи за то, что он найдет лучше тебя. Помни: умеющих играть с  мужчинами на свете так мало, что пересчитать их хватит пальцев одной руки.

    Женщины не верят в себя, потому что считают, что мужчин интересует только женское тело, которое лишь стареет и покрывается складками да морщинами. А каждая  молодуха способна своим телом привлечь ее мужа.

   Может быть, Шахерезада, молодая  и сможет привлечь мужчину, но удержать не сможет. Ибо удерживает мужчин лишь игра в загадку. Когда ты отпускаешь мужчину, уверенная в себе и загадочная, то целый день, пока он в делах, он задает себе вопрос, что еще я про нее не знаю? Почему она такая уверенная? Я должен ее понять и разгадать!

    Итак, как ты понимаешь  Четвертое Правило, Шахерезада?”

   - Я отпускаю своего мужчину на свершение его дел, веря в себя так, что заставляю его бежать ко мне и разгадывать мою тайну.

   “О, теперь я уверена доченька, что ничто в мире не может тебе повредить. Аллах бережет тебя!”

   Прошло немного времени и мать Шахерезады умерла, а спустя три года наступили черные времена.

   Царь Шахрияр, узнав об измене своей жены, каждую ночь приводил в свои покои девственницу, удовлетворял свою нужду в ней, а наутро убивал. Так продолжалось три года и люди бежали из страны, опасаясь за жизнь своих дочек.

  И в один день царь приказал своему визирю (отцу Шахерезады) привести ему, по обычаю, девушку, и визирь вышел и стал искать, но не нашёл ни одной пригодной для брачной жизни девушки и отправился в своё жилище, угнетённый и подавленный, боясь для себя зла от царя.

  И Шахерезада воскликнула: «Заклинаю тебя Аллахом, о батюшка, выдай меня за этого царя, и тогда я либо останусь жить, либо буду выкупом за дочерей мусульман и спасу их от царя». – «Заклинаю тебя Аллахом, – воскликнул визирь, – не подвергай себя такой опасности!»  Но Шахерезада сказала: «Это неизбежно должно быть!»

   И тогда отец снарядил Шахерезаду и отвёл к царю Шахрияру.

   Помня то, о чем учила ее мать, Шахерезада подучила свою младшую сестру и сказала ей: «Когда я приду к царю, я пошлю за тобой, а ты, когда придёшь и увидишь, что царь удовлетворил свою нужду во мне, скажи: «О сестрица, поговори с нами и расскажи нам что - нибудь, чтобы сократить бессонную ночь», – и я расскажу тебе что-то, в чем будет, с соизволения Аллаха, наше освобождение».

   И вот визирь, отец Шахерезады, привёл её к царю, и царь, увидя его, обрадовался и спросил: «Доставил ли ты то, что мне нужно?» И визирь сказал: «Да!» И Шахрияр захотел взять Шахерезаду, но она заплакала; и тогда он спросил её: «Что с тобой?»

   Шахерезада сказала: «О царь, у меня есть маленькая сестра, и я хочу с ней проститься». И царь послал тогда за Дуньязадой, и она пришла к сестре, обняла её и села на полу возле ложа.

   И тогда Шахрияр овладел Шахерезадой, а потом они стали беседовать; и младшая сестра сказала Шахерезаде: «Заклинаю тебя Аллахом, сестрица, расскажи нам что нибудь, чтобы сократить бессонные часы ночи».

  Так Шахерезада выполнила  Первое Правило, которому научила ее мать.

   «С любовью и охотой, если разрешит мне безупречный царь», – ответила Шахерезада, став столь учтивой и мягкой, что царь, мучавшийся бессонницей, услышав эти слова, обрадовался, что послушает рассказ, и позволил.

  Так Шахерезада выполнила  Второе Правило, которому научила ее мать.

   И Шахерезада начала рассказывать царю сказку, которую вы можете найти в сказках “1000 и одной ночи”. И пока она рассказывала, она любила Шахрияра всем сердцем, принимая его настроение, чтобы в сердце царя вернулся  покой и ум его успокоился.

  Так Шахерезада выполнила Третье Правило, которому научила ее мать.

   Шахерезада рассказывала сказки до тех пор, пока ее не застигло утро, и она прекратила дозволенные речи. И сестра её воскликнула: «О  сестрица, как твой рассказ прекрасен, хорош, и приятен, и сладок!»

   Но Шахерезада, помня о   Четвертом Правиле, которое она получила от своей матери сказала: «Куда этому до того, о чем я расскажу вам в следующую ночь, если буду жить и  царь пощадит меня!» И царь тогда про себя подумал: «Клянусь Аллахом, я не убью её, пока не услышу окончания её рассказа!»

    Потом царь отправился вершить суд, и судил, и назначал и так  было до вечера. А визирь с тревогой ждал, когда царь прикажет обезглавить его дочь, но так и не дождался, потому что Шахрияр удалился в свои покои, чтобы насладиться продолжением рассказа Шахерезады.

   Как вы знаете, Шахерезада рассказывала  царю сказки три года и за это время родила от царя трех детей мужеского пола. И когда она через 1000 и одну ночь закончила рассказывать ему последний рассказ, она поднялась на ноги и, поцеловав землю, сказала: «О  царь времени, единый в веках и столетиях, я – твоя рабыня, и вот уже тысяча ночей и одна ночь, как я передаю тебе рассказы о прежде бывших людях и назидания древних. Есть ли у меня право перед твоим величеством, чтобы я могла попросить  у тебя исполнить одно мое желание?»

   И царь сказал ей: «Пожелай, получишь, о Шахерезада». И тогда она кликнула нянек и евнухов и сказала им: «Принесите моих детей». И они поспешно принесли их, и было их трое сыновей, один из которых ходил, другой ползал, а третий сосал грудь.

   И когда их принесли, Шахерезада взяла их и поставила перед царём и, поцеловав землю, сказала: «О  царь времени, это твои сыновья, и я желаю от тебя, чтобы ты освободил меня от убиения ради этих детей. Если ты меня убьёшь, эти дети останутся без матери и не найдут женщины, которая хорошо их воспитает!»

   И тут царь заплакал, и прижал детей к груди, и сказал: «О Шахерезада, клянусь Аллахом, я помиловал тебя прежде, чем появились эти дети, так как я увидел, что ты целомудренна, чиста, благородна и богобоязненна. Да благословит Аллах тебя, твоего отца, твою мать, твой корень и твою ветвь. Призываю Аллаха в свидетели, что я освободил тебя от всего, что может тебе повредить».

   И Шахерезада поцеловала царю  руки и ноги, и обрадовалась великой радости, и воскликнула: «Да продлит Аллах твою жизнь, и да увеличит твоё достоинство и величие».

    И распространилась во дворце царя радость, и неслась она по городу, и была это ночь, которую не считают в числе ночей жизни, и цвет её был белее лица дня. А наутро царь был радостен и преисполнен добра, и он послал за всеми воинами, и когда они явились, наградил своего визиря, отца Шахерезады, драгоценной и великолепной одеждой и сказал ему: «Да защитит тебя Аллах за то, что ты женил меня на твоей благородной дочери, которая была причиной того, что я раскаялся в убиении чужих дочерей. Я увидел, что она благородна, чиста, целомудренна и непорочна, и Аллах наделил меня от неё тремя сыновьями. Да будет же хвала Аллаху за это великое благодеяние».

   И затем он наградил почётными одеждами всех визирей, эмиров и вельмож правления и приказал украшать город в течение тридцати дней, не заставляя никого из жителей расходовать что нибудь из денег, – напротив, все расходы и траты делались из казны царя. И город украсили великолепным украшением, подобного которому раньше не было, и забили барабаны, и засвистели флейты, и заиграли все игрецы, и царь наделил их дарами и подарками, и роздал милостыню нищим и беднякам, и объял своей щедростью всех подданных и жителей царства.

    И он жил вместе со своими придворными в счастии, радости, и наслаждении, и благоденствии, пока не пришла к ним Разрушительница наслаждений и Разлучительница собраний.

   Вот так, дорогие мои женщины, вы можете подобно мудрой Шахерезаде успокоить ум сильного мужчины и незаметно стать ему не просто любимой, а необходимой. 

   Четыре Правила Шахерезады – это ваши 4 состояния, милые женщины.

   Первое Правило позволяет вам проявить свое состояние Девочки и начать Игру.

   Второе Правило пробуждает в вас состояние Любовницы и воодушевляет мужчину на продолжение уже ваших Игр.

  Третье Правило проявляет ваше состояние Хозяйки и наполняет уставшего мужчину энергией перед тем, как вы включите Четвертое правило, которое активизирует ваше состояние Королевы и вы сможете отпустить вашего мужчину по делам, на охоту за трофеями, которые он принесет к вашим ногам, чтобы снова пытаться разгадать вашу тайну, а на самом деле играть в вашу Игру.

   Все  Четыре Правила и Четыре Состояния – Девочку, Любовницу, Хозяйку и Королеву – вы можете лучше понять и включить на тренинге “Кольцо Женственности”, если, конечно, вам важно, быть женой сильного мужчины и сделать своего мужа еще сильней, чем сейчас.  www.markifraimov.ru

 

БЛАГОДАРНОСТЬ  НАУЧНЫМ  РУКОВОДИТЕЛЯМ, СОАВТОРАМ  И ВСЕМ, СПОСОБСТВОВАВШИМ  СОЗДАНИЮ ЭТОГО СБОРНИКА 

    Выражаем огромную благодарность всем, способствовавшим созданию этого сборника:

   - Доктору медицинских наук, профессору, руководителю отделения неврозов и психотерапии института им. В. М. Бехтерева, заслуженному деятелю науки РФ, главному психотерапевту Министерства Здравоохранения РФ, возглавляющему Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии Министерства Здравоохранения РФ - Борису Дмитриевичу Карвасарскому за его вклад в развитие отечественной психологии и психотерапии, за его учебники, по которым учатся и повышают квалификацию все психологи и психотерапевты России. 

   - Доктору меди­цины Носсрату Пезешкяну  за его профессионализм и мужество, умение наводить мосты - между человеческими сердцами, между культурами, народами и различными психотерапевтическими школами. За то, что   он отшлифовал народные истории  и притчи, поднял их ценность до уровня  практической позитивной психотерапии, понятной и доступной каждому, и в то же время необходимой в работе психолога, психотерапевта и психиатра.

    - Доктору медицинских наук Хамиду Пезешкиану, доценту, врачу-психотерапевту, психиатру, директору Висбаденской Академии Психотерапии (WIAP), визинг - профессору Архангельского Северного Государственного Медицинского университета (СГМУ), Президенту Всемирной ассоциации  позитивной психотерапии  за поддержку в издании этой книги и предисловие к ней. www.peseschkian.com           www.positum.org

    - Философу - просветителю  Энтони де Мелло - за то, что он показал, что работа Мастера может заключаться и в том, чтобы научить людей смеяться.  Хотя до  встречи с его  мудростью  им было совсем не до смеха.  www.demello.org

   - Доктору биологических и кандидату  медицинских  наук, президенту Санкт-Петербургской ассоциации психопунктуры, заведующему лабораторией психофизиологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева  профессору Валерию Борисовичу Слезину  за то, что он  исследовал целительные свойства молитвы, и привлек  к этому внимание широкой научной общественности, а также  за консультации и важные замечания для написания этой книги. vb-slezin@yandex.ru

    - Доктору технических наук, Дульневу Геннадию Николаевичу, профессору Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий,  механики и оптики, члену Российской Академии Естественных Наук, заслуженному деятелю науки и техники РСФСР, награжденному Орденом Трудового Красного Знамени  и Орденом Почета за создание новой техники связанной с космическими исследованиями, проректору по науке Института биосенсорной психологии  - за его исследования и вклад в изучение загадок природы, консультации  и поддержку в написании этой книги andrvin777@gmail.com

   - Доктору исторических наук Белику  Андрею Александровичу  профессору УНЦ СА РГГУ и кафедры этнопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета, ведущему научному сотруднику Института этнологии РАН   - за консультации  и поддержку в написании этой книги.  belik2004@list.ru

   - Кандидату психологических наук Филимоненко Юрию Ивановичу, ведущему научному сотруднику  факультета психологии СПбГУ в области механизмов психической устойчивости личности, психологических способов оптимизации психофизиологического состояния политических лидеров  за консультации и важные замечания для написания этой книги.   filimonenko_iuri@rambler.ru

   - Кандидату физико - математических наук Скворцову Генриху Евгеньевичу, академику Международной Академии Фундаментального Образования, автору ряда книг за  консультации  и помощь при написании этой книги gskvortsov@ yandex.ru

   - Кривову Владимиру Валентиновичу, кандидату медицинских наук, полковнику запаса медицинской  службы за просветительство в области здорового образа жизни  и помощь в написании главы «Пока не поздно».

   - Заслуженной артистке России, певице, актрисе, поэтессе, композитору и художнику  Инне Бедных  за ее антикризисный  гимн  «Помоги себе сам». (Санкт-Петербург, http://www.inna-koroleva.ru  e-mail: innaqueen@yandex.ru   innaqueen@yandex.ru   тел. коммерческого директора  962-18-69 yukums@mail.ru

     - Мастеру балетной фотографии и театральному критику, автору и оформителю многочисленных книг и альбомов, посвященных балетному искусству и деятелям балета Нине Аловерт  (Nina  Alovert)  за  разрешение напечатать на 1-й странице обложки  этой книги ее фотоработу  из балета «Шехеразада» Михаила Фокина  (Изле Лиепа  - Зобеида,  Андрис Лиепа  -  Шах). www.russian-bazaar.com

   - Смирновой Любови Алексеевне, врачу – диетологу, нутрициологу и психоаналитику  за просветительство в области профилактики и лечения метаболического синдрома и консультации при написании главы «Почему мы такие нервные?».

  - Воищевой Надежде Михайловне (куратору учебных программ Санкт-Петербургского Института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений)  за  ее притчи «О лилии и ручейке» и «Эй, душа, выходи!» //vkontakte.ru

   - Марку  Ифраимову, ведущему тренеру и директору АНО «Образование XXI век» за его интерпретацию сказки о Шахерезаде и разрешение разместить ее в этом сборнике(Москва  8 (495)744-28-77, mail@markifraimov.ru www.markifraimov.ru)

    - Всем авторам статей, историй, притч и ученым, чьи исследования были приведены в этой книге.

     - Доктору психологических наук, профессору  Сергею Стрекалову за то, что после прохождения его тренингов по саморазвитию много лет назад я освоила приемы некоторых современных разновидностей аутогенной тренировки, улучшения работы мозга, самопрограммирования, получила психологическое образование, стала  вести тренинги, консультации и писать книги. (Санкт-Петербург, Межрегиональная общественная организация целостного развития человека «Целый Мир»   www.wholeworld.ru    lifer2008@gmail.com)

   – Степанову Юрию Александровичу за мои фотографии на обложке  этой  книги, в социальных сетях  и на  моем сайте. email: stepur2875@yandex.ru www.3dmir.net (Санкт-Петербург, (8-812)-54-54-181,  8-911-134-30-80).

- Моему мужу Александру Ивановичу Пономаренко за вдохновение  и помощь.

 
ЛИТЕРАТУРА  И  ИСТОЧНИКИ
  1. Батмангхелидж Ф. Вы не больны, у вас жажда. 3-е изд. Попурри 2010
  2. Батмангхелидж Ф. Ваше тело просит воды. 6-е изд. Попурри 2010
  3. Батмангхелидж Ф Вода для здоровья. 6-е изд.  Попурри 2009
  4. Батмангхелидж Ф. Вода - натуральное лекарство от ожирения, рака, депрессии. 4-е изд. Попурри 2010
  5. Барабанов В.И., Горшков А.С., Сабатович В.Е, Жизнь – движение воды в организме. СПб, 2011
  6. Бедных Инна Викторовна «Безупречность линий» Стихи.  Посвящения… Песни. СПб, 2009
  7. Белик А.А. Влияние религии на общество и личность М., 2007
  8. Белик А. А. Изменённые состояния сознания и психотерапия // Психологическая антропология: история и теория. — М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая, 1993.
  9. Белик А. А Историко - теоретические проблемы психологической антропологии М., 2005 г.
  10. Белик, А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии Текст.: учеб. пособие /А.А. Белик. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001.
  11. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие. М.:РГГУ, 2009.
  12. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие. РГГУ. 1998, 2000
  13. Белик А.А. Человек - раб генов или хозяин своей судьбы? Наука 1990
  14. Боголюбов Иван  О воздействии музыки на человека www.poznay-sebya.com.ua
  15. Васильева Г. Н., Дульнев Г. Н., Муратова Б. Л., Полякова О. С. Тепловой поток как показатель энергоинформационного обмена субъектов. — М.: Изд-во фонда парапсихологии им. Л. Л. Васильева, № 2 (10), 1993.
  16. Вилунас Юрий Георгиевич Рыдающее дыхание – здоровье без лекарств. СПб, Питер, 2008
  17. Вилунас Юрий Георгиевич Рыдающее дыхание для оздоровления, похудения и омоложения. СПб, Питер, 2008
  18. Гордон Д. Терапевтические метафоры.  /iby.ru/book/terapevticheskie-metafory/
  19. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987.
  20. Групповая психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского и С. Ледера. — М., 1990.
  21. Герц Александр  Яковлевич  «Природа лечит водой и солью» - интервью с к.м.н. Кривовым В.В, «Лечебные письма», СПб, № 6, 2010
  22. Дульнев Г. Н. Введение в синергетику. — СПб: Проспект, 1988.
  23. Дульнев Г. Н. В поисках нового мира. Описание научных экспериментов по изучению экстрасенсорных способностей. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004. (На пороге Тонкого мира).
  24. Дульнев Г. Н. Регистрация явления психокинеза (телекинез). Сознание и физическая реальность. — М.: Фолиум,1998.
  25. Дульнев Г. Н. Регистрация явлений телепатии. // Сознание и физическая реальность. Т. 3, № 4. — М.: Фолиум, 1998.
  26. Дульнев Г. Н. Энергоинформационный обмен в Природе. — СПб: ИТМО, 2000.
  27. Дульнев Г.Н., Ипатов А. П. Исследование явлений энергоинформационного обмена: экспериментальные результаты. СПб: ГИТМО (ТУ), 1998.
  28. Дульнев Г.Н., Крашенюк А.И. От синергетики к информационной медицине. СПб, Институт биосенсорной психологии, 2010
  29. Дульнев Г. Н., Прокопенко В. Т., Полякова О. С. Оптические методы исследования пси-феноменов. // Парапсихология и психофизика. — М.: Изд-во фонда парапсихологии им. Л. Л. Васильева, № 1 (9), 1993.
  30. Ильин  Валерий. Православие и психотерапия  Православие  2000  pravoslavie.ru
  31. Ифраимов Марк Круг Шахерезады, или как стать женой олигарха. Блог «Техники скоростной трансформации личности». www.markifraimov.ru
  32. Казак Валентина «Сенсационное открытие ученых Института имени В.М.Бехтерева. Молитва как особое состояние человека» Статья напечатана в журнале "Русский дом" № 7 за 1999 год.
  33. «Как уберечь наших детей от наркотиков» Методическое руководство для студентов, преподавателей и родителей.   В числе авторов -  Орешникова И. Б. УлГУ, 2000.
  34. Клиническая психология под общей редакцией профессора Б.Д. Карвасарского 2004 Учебник
  35. Костюковский  Артем "Молитва – биологическая потребность человека?" Интервью с профессором Б. Слезиным  "Новые Известия", Россия, 2001 г. Материалы ИА "Матрица" http://www.matrica.ru/" 15.12.2001
  36. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990
  37. Энтони Де Мелло "Зачем поет птица? Сборник рассказов-медитаций" 2003 год  Перев. с англ.    М. «София»
  38. Энтони Де Мелло "Когда Бог смеется. Сборник рассказов-медитаций" 2003 год  Перев. с англ.    М. «София»
  39. Энтони Де Мелло "Молитва лягушки. Сборник рассказов-медитаций" 2003 год  Перев. с англ.    М. «София»
  40. Энтони Де Мелло "Одна минута глупости. Сборник медитативных притч" 2004 год  Перев. с англ.  М. «София»
  41. Энтони Де Мелло "Одна минута мудрости. Сборник медитативных притч" 2003 год  Перев. с англ.    М. «София»
  42. Энтони Де Мелло "Осознание" 2004 год Перев. с англ.  М. «София»
  43. Энтони Де Мелло "Садхана: Путь к богу" 2004 год  Перев. с англ. – M.  «София»
  44. Энтони Де Мелло "Свобода и любовь. Медитации" 2004 год Перев. с англ.  М. «София»
  45. А.М. Мкртумян, Е.В.Бирюкова Основной подход к фармакотерапии метаболического синдрома
  46. Ричард Бендлер. Используйте свой мозг для изменений. /iby.ru/book/ispolzuite-mozg/
  47. Профилактика метаболического синдрома. Кафедра эндокринологии и диабетологии  МГМСУ http://old.consilium-medicum.com
  48. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояний. Л.: ЛГУ, 1986.
  49. «Мы все больше зависим от техники» 28 января 2011 http://www.nvspb.ru/stories/my-vse-bolshe-zavisim-ot-tehniki-44290
  50. Орешникова И.Б. "Влияние ароматов на имидж и успех", СПб, 2009
  51. Орешникова И.Б.  "Бальзам для душевных ран. Притчи", СПб, 2008
  52. Орешникова И.Б "Почему посещение храма может помогать даже атеистам" СПб, 2011
  53. Орешникова И.Б. «Пути предупреждения наркомании и алкоголизма среди школьников» Методическое пособие для школьных психологов и учителей валеологии, Ульяновск. 1998.
  54. Пезешкиан Н.«Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал». Москва 2005
  55. Пезешкиан Н Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем./Общ. ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. — М.: Прогресс, 1992, 1993, 1995, 2009.
  56. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М.: Смысл, 1993.
  57. Пезешкиан Н."Позитивная психотерапия и психосоматика", М., 1995
  58. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи:  Пер. с нем. – М.: Медицина, 1995
  59. Пезешкиан  Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. 2006
  60. Пезешкиан Н. 33-и 1 форма партнерства: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1998 
  61. Пезешкян Носсрат  Управлять временем чтобы изменить свою жизнь Носсрат Пезешкиан  18 июня, 1933 - 27 апреля 2010
  62. Пезешкиан, Хамид  Конни Фойгт Психовампиры. О позитивном общении с теми, кто крадет у нас энергию Серия: Психотерапевтические технологии Академический Проект, 2011 г.
  63. Пезешкиан  Хамид и Марк Воронов – Введение в позитивную психологию и психотерапию  http://psyhological.ucoz.ua
  64. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании»    Березин С.В.,  Лисецкий К.С., Орешникова  И.Б. Москва, институт психотерапии, серия «Золотой фонд психотерапии» 2000, 2001, 2002
  65. Притчи о Любви. pritchi.castle.by/main-03.html - 28k
  66. Продолжительность жизни: кому везет? 24 января 11 medikforum.ru
  67. Психотерапия  Под ред. Б.Д. Карвасарского.  Учебник для студентов медицинских ВУЗов. 2-е издание. 2002
  68. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - Изд. 3-е, перераб., доп. Серия: Золотой фонд психотерапии  Питер, 2006 г
  69. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании»    Березин С.В.,  Лисецкий К.С., Орешникова  И.Б. СГУ, Самара, 1999
  70. Рассадкин  Ю.П.  Вода обыкновенная и необыкновенная.- М.: «Галерея СТО», 2008.
  71. Satori Anjey Музыкальная терапия в эпоху Водолея  www.e-reading.org
  72. Слезин В.Б. Геноцид белой расы. Кризис Европы – СПб., АСТ – Астрель, 2010
  73. Уровень религиозности жителей планеты и данные по России  dmitryda.narod.ru › reports/votp-2005.htm
  74. Шаубергер Виктор Энергия воды. М:Яуза, Эксмо. 2007
  75. Янова Надежда Вокалотерапия - лечение голосом doshkolnik.ru 
  76. Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966
Сделать бесплатный сайт с uCoz